EN

Волжское пароходство

EN

Наравне с мужчинами

Это о представительницах прекрасной половины человечества, каждый день доказывающих, что они отнюдь не слабого пола и наравне с мужчинами могут осваивать самые разные профессии. Именно о таких женщинах, работающих в Волжском пароходстве, наш рассказ накануне 8 марта.

Капитанские дали

Нину Чимирову весна застала в корректорской. Она уже не в первый раз в межнавигационный период помогает готовить речные атласы, по которым экипажи судов скоро отправятся в рейсы по Волге. А сама Нина Васильевна займется… судоремонтом, когда ее катер № 706 поднимут на слип в Волжском

Она — капитан — сменный механик служебно-разъездного судна Волжской базы технического обслуживания флота Волжского пароходства. В марте катеру № 706 предстоит пройти плановый средний ремонт корпуса, механизмов и электрооборудования.

Нина Васильевна — на флоте с апреля 1987 года. Прежде, чем стать судоводителем, поступила в Ростовское речное училище (ее родной город Шахты в 35 километрах от Дона), получив профессию повара. Отработала две навигации на пассажирских теплоходах и поехала в Казань, где готовили штурманов для речного флота. По ее словам, это решение было взвешенным, Нина раньше становилась за штурвал и ей очень нравилось управлять теплоходом. В группе, где она училась, было еще три такие же решительные девушки, мечтающие стать капитанами.

Нина Васильевна начинала строить флотскую карьеру в г. Волжском: по окончании Казанского речного техникума распределения на Дон не было, и она выбрала ближайший к родным местам южный город в Волгоградской области, так и осталась в нем. Начинала работать третьим штурманом — третьим помощником механика на «Волго-Доне-103» у известного сегодня капитана Виктора Платова. Работала на других сухогрузах, в том числе на «Волжском-4». Выросла до второго штурмана.

А после перерыва, вызванного семейными обстоятельствами, перешла на вспомогательный флот. Какое-то время поработала сменным шкипером на дебаркадере, а затем начались ее капитанские дали на служебно-разъездном катере № 706.

— Вместе со мной команда катера насчитывает четыре человека, — рассказывает капитан Чимирова, — это проверенные в деле специалисты, профессионалы и надежные друзья. Прежде всего, механик — сменный капитан Анатолий Викторович Анисимов и моторист Олег Геннадьевич Агафонов, с которыми я работаю целую жизнь, а также моторист Виктор Владимирович Караваев. На них можно во всем положиться.

Служебно-разъездной катер, конечно же, не сравнить с «Волго-Доном», но ответственности у экипажа Чимировой не меньше. Судно всегда на ходу и должно оперативно выполнять самые разные задания, в частности доставлять грузы на проходящие теплоходы, помогать в расстановке флота на зимний отстой и т. д.

Два года назад № 706 несколько месяцев провел в порту Бузан в Астраханской области, заменив отправившийся на ремонт теплоход «Теплотехник». Командировка выдалась непростой, продлившись по октябрь, когда наступили холода. Но экипаж катера успешно справился с заданием.

В обычной жизни, когда выдается свободное время, Нина Васильевна — хранительница семейного очага. Если говорить о ее хобби, то она вышивает картины, и рыбачит на спиннинг. А с недавних пор у нее прибавилось семейных забот — появился внук.

Сегодня во всей отрасли можно по пальцам пересчитать женщин-капитанов на больших судах. Но далеко не в каждой солидной судоходной компании есть они и на небольшом флоте. В Волжском пароходстве Нина Васильевна Чимирова одна.

— Другой жизни для себя я уже не представляю, — признается она. — И только в нашей компании.

«Айболит» для «Волго-Донов»

Выражение «вести ровный аккуратный шов» для Юлии Быковой из поселка Память Парижской коммуны в Нижегородской области означает вовсе не навыки в шитье или определенные умения в операционной. Хотя в чем-то и перекликается с медицинской терминологией — она «лечит» большие суда.

Юлия Игоревна больше десяти лет трудится электросварщиком ручной дуговой сварки и сегодня занимается судоремонтом стоящих на слипе АО «Борремфлот» теплоходов Волжского пароходства, в основном возрастных «Волго-Донов», которые нуждаются в повышенном внимании. Газорезчикам и сварщикам приходится менять в межнавигационный период большой объем корпусного металла. Записавшиеся на прием с осени теплоходы весной обновленные и отремонтированные снова выходят на работу.

У Юлии Быковой самый высокий — пятый — профессиональный разряд. И она единственная женщина среди корпусников, работающих сегодня на слипе предприятия, а это — около 135 человек (газорезчиков и сварщиков вместе).

— Будущей профессии я училась после окончания школы в родном поселке Память Парижской коммуны, его многие на Волге привыкли называть «Парижем», на судоремонтном заводе, — рассказывает она. — Каких-то других особых планов не было. Мне вообще нравится сварочное дело и интересно выполнять самые разные работы.

Юлия Быкова трудится в АО «Борремфлот» вместе с мужем Владимиром, он сварщик с большим стажем более 26 лет. Именно он был ее наставником в освоении профессии сварщика.

— Причем мы были знакомы с ним раньше, — улыбается Юлия Игоревна. — И когда впервые пришла на завод, не ожидала, что буду учиться именно у него. Кстати, мама моего супруга, тоже работала сварщицей, сейчас на заслуженном отдыхе. Сложилась настоящая трудовая династия. Наш сын учится в Нижегородском речном училище, мечтает стать капитаном, и мы поддерживаем его в этом стремлении. Все равно все связаны с флотом.

Владимир — самый строгий экзаменатор в работе у Юлии. Зато вместе у них многое получается. И хотя все корпусники, выполняющие сегодня большой ремонт, профессионально относятся к своему делу, у Юлии все же есть определенное преимущество. В отличие от высоких и крупных мужчин она может добраться до труднодоступных мест в корпусе судна и выполнить работу в небольшом пространстве.

В свободное время Юлия Игоревна, как и многие женщины, любит разводить цветы, особенно выращивать розы. Достойное и красивое увлечение для «парижанки».

Женщина, которой не все равно

Так говорит о себе главный специалист отдела качества и веттинг-контроля Дирекции по безопасности судоходства Волжского пароходства Светлана Ефремова, которая до тонкостей старается разобраться в каждом деле. А еще она очень позитивный человек с активной жизненной позицией.

Казалось бы, девушке, окончившей в Нижнем Новгороде хорошую школу с английским уклоном, — прямая дорога в иняз. Так бы поступили многие, но не она. Светлане всегда хотелось чего-то особенного. Были мысли пойти учится в серьезный военный вуз.

— Мы с родителями периодически путешествовали на пассажирских теплоходах, — рассказывает она. — Именно тут я узнала, что есть судоводительский факультет. Но, как оказалось, туда еще надо было поступить. Пришла в академию водного транспорта, а мне говорят: пишите заявление на имя министра транспорта, чтобы получить допуск к экзаменам. Написала. Получила разрешение. Сдала. Одна среди парней училась на курсе, это потом после меня на судоводительском факультете стали появляться представительницы женского пола.

Наступило время практики — опять незадача. Поначалу никто не хотел брать девчонку на флот. В первое лето определили матросом на старенькую «Волгонефть». А дальше выручил начальник отдела кадров из самарской компании «Прайм Шиппинг», куда Светлана устроилась на работу после окончания академии. Работала на новых танкерах: сначала третьим штурманом, потом вторым. Пока не сошла на берег по личным обстоятельствам.

— Мне понравилось работать на танкерном флоте, — признается Светлана Игоревна, — везде чистота и порядок, соблюдаются требования безопасности, современное оснащение и грамотные экипажи. А в компанию «В. Ф. Танкер» (позднее она вошла в состав Волжского пароходства) попала через Центр занятости населения после того, как год не могла найти работу. Были мысли пройти бесплатные курсы, чтобы получить одну из полезных береговых профессий, например, электрика. И тут меня направили в «В. Ф. Танкер», где пригласили специалистом по постфиксингу (техника фрахтовых операций) в службу эксплуатации к Андрею Владимировичу Рыбакину.

Через год в компании открылся отдел веттинга (система контроля за техническим состоянием судов и уровнем профессионализма экипажей со стороны потенциальных фрахтователей), и Светлану перевели туда. В зачет пошли опыт работы на наливных судах и знание английского языка. Доверие оправдала.

— Я уже было заскучала на прежнем месте работы с телефоном и компьютером без живого общения с экипажами, — говорит Светлана Ефремова. — А тут постоянно бываю в командировках, провожу внутренние проверки на теплоходах, аудит и готовлю экипажи к инспекциям представителей OCIMF по специальному вопроснику, учрежденному этой международной организацией нефтяных компаний (в нем более 400 вопросов). Совсем недавно вернулась с «ВФ Танкер-15». Кстати, у меня не было ни одной инспекции, чтобы потом, после ее проведения, судно не приняли фрахтователи. Я очень ответственно подхожу к делу и мне очень нравится работа. У нас замечательные специалисты в дирекции и экипажи на судах.

Скажем больше. По словам инспекторов, которые работали со Светланой Игоревной, они не встречали больше женщин среди веттинг-интендантов из России.

Поделиться материалом